Маленьких французов из-за экономического кризиса отправляют в летние лагеря на все более короткий срок. Родители часто ожидают, что за несколько дней их ребенок успеет и в парк аттракционов съездить, и на каноэ сплавать, и на лошадях покататься... Лига образования Франции – старейшая общественная организация со своей сетью лагерей – не поддается конъюнктуре. Такой потребительский отдых, считают в ней, не слишком полезен для растущих членов общества. В детских центрах Лиги образования большинство программ направлено на воспитание маленьких граждан. Двигаясь «против рынка», Лига, тем не менее, ежегодно организует летние каникулы для пятой части детей в стране.
Лагеря отдыха распространились в Европе на рубеже ХIХ-ХХ веков – сначала чтобы городские дети могли глотнуть свежего воздуха на природе. После первой мировой войны во Франции летние лагеря (les colonies) стали частью образовательной системы: детям пропагандировали здоровый образ жизни. Со временем лагеря превратились просто в места, где детей в основном развлекали. Но маятник снова качнулся: идея, что за стенами школы тоже можно обучать, стала как никогда актуальной.
Детский лагерь во Франции в 1970-х годах. Фото из книги L´Utopie citoyenne.
Мы отправляемся в детский центр «Лез Аргузье» (Les Argousiers) в Мерлимоне на севере Франции. Может, лето здесь и не такое горячее, как в Ницце, однако неровную погоду компенсируют волны Атлантического океана и живописные песчаные дюны. Впрочем, не природные красоты - основное преимущество этого популярного лагеря, принадлежащего Лиге образования. Более серьезный аргумент - образовательные проекты, которые, как ни режет это ухо, уставшее от пионерской фальши, базируются на идеологии. Прежде всего l'éducation populaire (народное образование). Его приверженцы еще с 18-го века стремятся через образование улучшать общественную систему.
Второй кирпичик идеологического фундамента - «устойчивое развитие». Этот термин, придуманный ООН, подразумевает экологически рациональное и эффективное развитие общества. Поэтому в «Лез Аргузье» детям вместо аттракционов предлагаются уборка пляжа, наблюдение за птицами, конструирование метеоприборов, аквариумов и гнезд для насекомых, поиск морских обитателей во время отлива...
Яркие ведерки - для трофеев, найденных во время отлива.
Кроме летних лагерей во Франции есть центры досуга, которые действуют круглый год и куда школьники могут прийти в течение дня. Чаще всего они используются для присмотра за детьми до и после занятий в школах, ведь рабочий день родителей часто начинается раньше и заканчивается позже. Как правило, дело не ограничивается присмотром: родителям хотелось бы, чтобы дети время вне школы тоже проводили с пользой, - поэтому там проводятся занятия, где развлечение перемешано с обучением. Центры досуга развиваются активнее по экономическим причинам: их содержание и услуги обходятся на порядок дешевле.
«Лез Аргузье» в течение учебного года тоже работает как центр досуга, организуя «классы открытий» (classes de découvertes). Это распространенная образовательная практика во Франции: школьный класс выезжает на несколько дней за город, где местные аниматоры проводят с детьми занятия, обогащающие усвоенную теорию свежими впечатлениями.
Круглогодичность «Лез Аргузье» подходит для решения еще одной важной задачи: лагерь - ресурсный центр Лиги образования по подготовке аниматоров. Слово «аниматор» у большинства французов ассоциируется именно с работой с детьми. Для остальных аниматоров нужно добавлять определение: «телевизионный аниматор», «аниматор продаж», «аниматор досуга» и так далее.
Аниматор - что-то среднее между вожатым и педагогом дополнительного образования. Работа в этом качестве популярна у студентов, позволяя им подзаработать и начать карьеру. Тем не менее, многие застревают в аниматорах на всю жизнь - и эти люди так же далеки от отельных аниматоров на курортах, как рыбацкая лодка от яхты.
Коммерцио ради социо
«К нам приезжают не как в отель, а как в образовательный центр. Если возвращаются – из-за наших проектов, а не близости к океану или условий проживания. Океан - да, рядом, но души на этаже, здание довольно старое...» - рассказывает директор «Лез Аргузье» Себастьян Аллушри (Sebastien Alloucherie).
«Я вырос в пригороде, где жили люди разных социальных слоев, с разными корнями, составом семьи, - объясняет Себастьян, почему его привлекает работа на благо общества. - Был очень любопытным: занимался и спортом, и хип-хопом, и граффити. Еще подростками мы с другом создали ассоциацию - во Франции это самый простой способ зарегистрировать организацию. Проводили праздники, акции в своем районе. Такой способ самоидентификации группы - мы ассоциация, не просто трое друзей!
В семнадцать лет начал работать аниматором. Все больше окунался в работу с детьми, и она позволила мне разделить с ними свои увлечения в полной мере. В какой-то момент я начал отдавать себе отчет, что в этих занятиях меня больше интересует общение с детьми. Уже не важно было, удалось ли мне добиться, чтобы дети нарисовали какой-то выдающийся рисунок граффити. На первый план вышли другие задачи: чувствовали ли они себя в своей тарелке, смогли ли разговориться в новой обстановке, выразили ли себя. Я чувствовал важность своей работы, когда ко мне на занятия приходили дети, погрязшие в видеоиграх, а мы, рисуя, начинали говорить о гораздо более человеческих вещах.
В 23 года я решил сделать перерыв и поменять вид деятельности. Открыл магазин и в течение восьми лет продавал материал для жонглирования и граффити. Часть прибыли предприятия шла на ежегодные фестивали. Параллельно работал в Лиге образования, начал преподавать на курсах аниматоров. Поскольку на время курсов я часто останавливался в Мерлимоне, то обратил внимание на большой потенциал этого прекрасного детского центра, который, однако, недоиспользовался. У меня длинный язык, и я направо и налево сожалел об этом. Так что однажды пробил час и мне сказали: раз ты знаешь, как правильно, давай, вперед!»
Себастьян рассказывает, как его центр работает во время учебного года. «Мы смотрим школьную программу и думаем, чем можем заинтересовать учителей и учебные заведения, исходя из нашей специализации – природа, экология, устойчивое развитие». Каждая школа или учитель выбирает из списка предложений «Лез Аргузье» те, которые им подходят, – часто это темы, которых на уроках уже касались, но не смогли в них углубиться в условиях четырех стен.
«Мы ориентированы на методы игровой педагогики: вовлекаем ребенка открывать вещи и явления как они есть в жизни, а не изучать их с помощью словесной информации».
Летом работа построена по-другому. Группы детей со своими аниматорами приезжают на несколько дней и уже на месте выбирают, в каких занятиях они будут участвовать. Расписание на следующий день утверждается накануне. Скажем, в девять утра можно копать и сажать огород, а можно собирать мусор на пляже или совершить экскурсию по дюнам. А еще в программе рыбалка, ориентирование на местности, мастер-классы по экодизайну...
Аниматоры «Лез Аргузье» отвечают прежде всего за образовательные занятия, а все остальное время с детьми проводят их «собственные» аниматоры, сопровождающие их в поездке. Приезжают из самых разных мест, в том числе из закрытых учебных заведений – дети, у которых были проблемы с правосудием. Для детей-инвалидов программа та же, что и для всех остальных, – аниматоры, если нужно, адаптируют для них занятия.
«Скоро школа перестанет быть единственным посредником в обучении. Образование становится глобальным, и в нем должны участвовать разные действующие лица».
Распорядок в центре, ритм занятий предполагают минимум строгости. Конечно, есть рамки и правила, но комфорт детей достигается балансом между дисциплиной и мягкостью. «Многие говорят, что атмосфера у нас расслабленная. Бывает, приезжают группы детей довольно возбужденных, и можно заметить, как к вечеру их тоже обволакивает эта атмосфера, и они тоже становятся спокойными», - улыбается Себастьян.
Проверьте, соответствует ли ваш лагерь экоформату:
- Помещение обогревается и еда готовится с минимумом затрат электроэнергии, установлены лампочки с низким электропотреблением, приборы отключаются на ночь из розетки.
- Поставщики столовой находятся на расстоянии «0 километров»: местные булочные, лавки рыбы и мяса. Приоритет - биопродуктам.
- Поставщики услуг платят своим сотрудникам справедливую зарплату, не наживаются на дешевом рабочем труде.
- Мусор выбрасывается в специальные контейнеры для пластика, стекла, бумаги, откуда потом отправляется на переработку.
- При стирке белья выбирается режим «эко», который позволяет экономить воду и энергию.
- Души - с автоматическим выключением воды через короткий интервал времени.
«Коммерция или социальная работа? - удивляется вопросу Себастьян. - Конечно, второе. Первое в помощь второму. Стоимость проживания рассчитана так, что покрывает расходы центра и одновременно доступна максимальному количеству людей». В каждом конкретном случае свой баланс. Так, тарифы на пользование кэмпингом предпочли сделать не совсем минимальными, чтобы доходы от него позволили бесплатно принять детей из неблагополучных районов. Прибыль у «Лез Аргузье» есть, но она полностью реинвестируется.
Родители тоже не могут почувствовать себя «жертвами коммерции». Только десять процентов детей приезжают в лагерь за счет средств семей. Остальным оплачивают поездки мэрии или фонды. В «классах открытий» дети участвуют за счет бюджета школы или муниципалитета, департамента, региона.
Себастьян старается возобновить традицию принимать на выходные детей с родителями. Они также вольны выбирать: есть занятия для всей семьи, только для детей, только для пап и мам. Рассуждают здесь так: все люди разные, кто-то захочет проводить все время со своими детьми, а кому-то понадобится «взрослое» время.
Прогулка больше теории
«Цель занятий в нашем центре – развить у детей чувствительность к природе. - говорит аниматор Шарль Понтю (Charles Pontus), серьезный молодой человек с лукавинкой в глазах. - Если мы собираем мусор на пляже - то это не только для того, чтобы пляж стал чистым. Я объясняю, какие животные пострадают, если мусор попадет в океан, сколько столетий разлагается пластиковая бутылка, а сколько банка из-под сардин. Если мы идем смотреть на дюны – это не только для того, чтобы насладиться их красотой и полазить там, побегать. Я рассказываю, как дюны образовались, какие животные в них живут, какие растения растут».
Шарль призывает встать на защиту обитателей Атлантики. Прямо здесь и сейчас.
Cовременные дети в основном живут в городах. Многие все свободное время проводят за компьютером или за телевизором. Для них природа – это опасность, сокрушается Шарль. Звери могут напасть, растениями можно отравиться! «Я иногда даю попробовать на вкус некоторые съедобные растения. Может, это и не так вкусно, но мне хочется им показать, что не так уж она ужасна, эта природа».
Вечерняя прогулка по лесу. «Слышали, ветка хрустнула? - спрашивает Шарль. Пойдемте посмотрим, что за зверь пробежал. Видите следы?»
Если бы те же самые темы изучались на уроках в школе, детям показывали бы видео, картинки, объясняет Шарль. «Хотя ведь и школьный класс можно вывести на прогулку в парк!»
«Одна прогулка, во время которой пролетает мимо птица, а какой-то зверек оставил следы на тропинке, дает гораздо больше любой теории».
Шарль понимает, что не увидит результаты своей работы - дети слишком мало проводят времени в центре, но надеется, что зернышко прорастет. Хотя некоторые классы приезжают из года в год. И кое-кто даже вспоминает кое-что из прошлогодних занятий, радуется молодой человек.
Мне тоскливо в классе взаперти
«Я решила быть аниматором, а не учителем, потому что больше люблю проводить с детьми время на природе, чем в классе, и обучать их практическим вещам, - рассказывает жизнерадостная Аксель (Axelle), которая, как и Шарль, - профессиональный аниматор, то есть работает в этом качестве круглый год. - И мне нравится обучать развлекая. Уверена, что это можно делать одновременно».
Каждый четверг вечером – праздник, аниматоры смешно наряжаются, многие еще с утра (на фото - Аксель на занятии по ловле креветок во время отлива). Вечером все будут раскрывать свои таланты – в танце, скетче, в чем захотят.
«Я должна была стать учительницей в школе, но мне становится тоскливо, когда я представляю себя с детьми взаперти в классе», - признается Аксель.
Утро. Отлив. Группа детей с отставанием в развитии занята поиском морских обитателей.
По мнению Аксель, хороший аниматор всегда доступен для каждого ребенка и не сдается, если тот не откликается, не проявляет интереса к занятию. «Когда все дети вовлечены в занятие, то проблем с дисциплиной, как правило, не возникает, - говорит она. - Конечно, бывают исключения, но всегда можно решить проблему без наказаний».
Габриэль пошел на курсы аниматоров за компанию с другом, но так и остался в этой профессии.
Никаких поцелуев на ночь
«Наказание во Франции вообще сейчас не приветствуется, - продолжает тему координатор всех аниматоров в «Лез Аргузье» Габриэль Тобуа (Gabriel Thobois). - Если ребенок совершил не слишком хороший поступок, мы обычно предпочитаем поговорить с ним на эту тему. Мне часто хватает просто взгляда, чтобы ребенок понял, что сделал что-то не то, и остановился. Но потом я обязательно с ним разговариваю, спрашиваю, почему так вышло.
Кричать на детей бесполезно. Если кто-то из аниматоров встает на эту «педагогическую» стезю, то дети стараются его вывести на крик, потому что их это забавляет, устраивают разные выходки. У спокойного аниматора, который умеет управлять группой детей без крика, группа тоже обычно непроблемная».
Габриэль - бородач с добрыми глазами - от всех членов команды требует оставлять свои проблемы «за кадром». «Они не виноваты, что кто-то не выспался. Не их вина, что в семье у аниматора случилось что-то серьезное. Я требую, чтобы свою работу аниматор выполнял, как всегда. Если вижу, что он не справляется с эмоциями, отстраняю его на время от работы и стараюсь найти для детей какое-то оправдание, более легкое, чтобы они не расстроились, не озаботились, не вопрошали бы целый день, что происходит. Это неочевидная, но большая сложность в работе аниматором - отставлять свои проблемы в сторону».
«Работать в нашей профессии ради денег невозможно. Ради собственного удовольствия и удовольствия детей - да».
Контролировать и еще раз контролировать эмоции. Двадцатилетний опыт Габриэля свидетельствует: аниматор не должен пытаться заменить родителей. В отношениях может возникать определенная привязанность, но не похожая на привязанность к родителям. Дети могут говорить очень трогательные вещи, и, если принимать их близко к сердцу, можно дестабилизировать свое состояние, считает Габриэль.
Комната в «Лез Аргузье».
«Я считаю, что отношение к детям должно оставаться ровным, одинаковым ко всем, что бы ни случилось. У меня был один случай, когда родители детей, приехавших на несколько дней в наш центр, погибли в автокатастрофе. Мне позвонили родственники, чтобы об этом сообщить и предупредить, что они заберут детей. Я ничего не сказал аниматору до вечера, до того момента, пока дети не уехали. Думаю, если бы он узнал об этом раньше, его поведение по отношению к тем детям изменилось бы, а мне это казалось неправильным.
Я против поцелуев на ночь. Это дело мамы и папы. Не всем родителям понравится, что аниматор желает спокойной ночи их ребенку с поцелуем, как дома. Если ребенок плачет, потому что соскучился по родителям, я ему рассказываю какую-нибудь байку, чтобы он переключился и улыбнулся, рассмеялся, забыл про свою маленькую грусть. С большинством детей это работает».
Однако кое в чем аниматор должен выполнять родительскую функцию - отвечать на все вопросы детей, продолжает Габриэль. Почему мы едим овощи, почему нужно принимать душ каждый день. Если аниматор будет игнорировать вопросы, это создаст лишние сложности и для него, и для ребенка, который будет чувствовать себя тревожно. «Он мне не отвечает, я ему не нравлюсь…»
Аниматор должен:
- Владеть по крайней мере минимумом теоретических знаний о психологии ребенка и педагогике.
- Быть способным организовать игры, пение, занятия, пикник, в общем все, что угодно.
- Удовлетворять естественную потребность детей в изучении, в понимании вещей и явлений. Спеть, воодушевить, рассмешить – это замечательно, однако недостаточно. Способность научить чему-то ребенка позволяет расти профессионально.
- Уметь работать в рамках педагогики проектов: поставить цель, сформулировать, какие средства нужны для ее достижения, придумать форму,
- Уметь работать с группой, делить ее, распределять задания.
- Избегать менторской позы, позиции всезнающего, всеведающего педагога.
Аниматор не должен:
- Ставить ребенка в ситуацию, в которой ему грозит опасность.
- Тупо повторять приемы, которые ему показали. Их нужно пропустить через себя, понять главное и уже после этого, искренне, а не формально, работать с детьми.
- Переходить границы в общении. Очень эмоциональная связь остается родителям, роль аниматора - референтная личность.
- Кричать на ребенка.
- Показывать детям свои проблемы.
Давид Лопез объясняет, что в секторе детского отдыха доля прибыли настолько маленькая, что в основном в нем работают некоммерческие организации.
Неформалы наступают
«Сегодня Министерство образования Франции проводит реформу, смысл которой во взаимопроникновении формального и неформального образования», - рассказывает секретарь по международным вопросам Лиги образования Франции Давид Лопез (David Lopez). Предполагается, что у детей должна сформироваться целостная картина мира. Поэтому с 2012 года всем детям после уроков предоставляется время для внеклассных занятий, во время которого их сопровождают аниматоры.
В больших богатых городах эта реформа находит отклик, но в населенных пунктах с двумя-тремя тысячами жителей муниципалитеты говорят, что нет денег, сетует Давид. Так что пока изменения идут довольно медленно. «Министерство рассчитывало, что на реформу потребуется один-два года, но сейчас ясно, что оно погорячилось с прогнозами».
Давид также сожалеет, что большинство педагогов и часть родителей не готовы к активному сотрудничеству с аниматорами.
«Многие придерживаются позиции, что школа – это серьезное дело, а свободное времяпровождение – для развлечения, и нечего смешивать эти две противоположности».
«Из собственного опыта могу сказать, что очень сложно заставить воспринимать аниматора как действующее лицо в образовании, - подтверждает директор «Лез Аргузье» Себастьян Аллушри. - Тем не менее, отношение понемногу меняется. Сейчас легче и чаще получается совместная работа: одну часть работы берет на себя учитель, другую - аниматор».
«Есть общая тенденция , что в школах во главу угла ставятся не отдельные дисциплины, а работа по проектам, - развивает тему Роман Беррезэ (Romain Berrezaie) , руководитель направления курсов по подготовке аниматоров Лиги образования Па-де-Кале. - Поэтому внешкольным центрам со школами стало работать намного легче. В нашем регионе мы даже приходим на уроки в школы, подключаемся к изучению конкретных тем, таких как борьба с дискриминацией, секуляризм, равноправие женщин».
Роман Беррезэ изначально готовился стать преподавателем спорта, но пошел работать аниматором, а сейчас отвечает за обучение аниматоров в департаменте Па-Де-Кале.
Биоритмы BAFA
Аниматоры во Франции не получают академического образования. Диплом BAFA выдается Министерством по делам юношества и спорта. В отличие от дипломов учителей, которые имеют гриф Министерства образования. Без этого неакадемического диплома, однако, обойтись никак нельзя. «Ни в одной другой европейской стране не предписано с такой строгостью его иметь», - говорит Давид Лопез. В Финляндии, например, достаточно подписать контракт с родителями. Во Франции в случае организации детского лагеря больше чем на 2-3 дня положено каждый раз подавать в Министерство по делам юношества и спорту декларацию об этом, а также иметь обученный для работы с детьми персонал.
«Во Франции уже нет обязательной воинской службы, и курсы подготовки аниматоров - BAFA - играют роль своеобразного ритуала перехода во взрослый мир», – рассказывает Роман Беррезэ, руководитель направления BAFA Федерации Лиги образования Па-де-Кале.
Курс BAFA состоит из трех частей. Первая – теоретическая, примерно 80 часов. Приходят люди, которые, может, никогда и не имели дела с детьми, но хотели бы с ними работать. Им рассказывают о биоритмах детей, об их желаниях в зависимости от возраста. Затем их учат каким-то играм, как проводить занятия. Преподается законодательство, связанное с детьми.
Вторая часть – практическая, две недели работы с детьми в одном из детских центров. Множество «почему» ставятся перед студентами: почему выбрали именно эту игру, с какой целью, почему именно с этими детьми и так далее. Чтобы они привыкали работать осмысленно.
Третья часть – анализ практики, углубление, обсуждение проблем, с которыми студенты столкнулись во время практики, и совершенствование в каких-то аспектах и темах по выбору. Дальше идет специализация - организация кемпингов, экологическое направление, работа с малышами и так далее.
Нечасто, но бывают случаи отказа кандидатам в аниматоры. Например, человек совершенно не уживчивый с другими или же по складу характера может легко поставить себя и окружающих в опасную ситуацию. «В случае отказа, - рассказывает Роман Беррезэ, – стараемся поговорить с человеком, чтобы он воспринял это решение позитивно. Предлагаем ему, скажем, взять паузу, попробовать свои силы в качестве волонтера-помощника в одном из центров под руководством опытного аниматора».
«Курсы BAFA для нас – это еще одна возможность поговорить с молодыми людьми о социальных проблемах, о том, в каких изменениях нуждается общество, - заключает Роман. - Мы говорим о светскости, о гражданственности, демократии… И надо сказать, что студентам нравятся эти темы».
Фото Ольги Сафроновой